39. Предупреждение как вид административного наказания.
Предупреждение применяется в отношении физических и юридических лиц, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера. Предупреждение может налагаться, если оно предусмотрено соответствующей статьей Кодекса об административных правонарушениях или нормативного акта субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность. Предупреждение является административным наказанием и может повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в решении должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответственности (например, путем компостерной просечки талона к удостоверению на право управления маломерным судном). От предупреждения как меры административного наказания нужно отличать устные замечания, которые представляют собой средства убеждения и, естественно, не являются административными наказаниями.
40. Административный штраф как вид административного наказания.
Административный штраф – денежное наказание, назначаемое нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств. Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно-определенная санкция) и с точным указанием размера штрафа (абсолютно-определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно-определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Размеры штрафов и способы их установления весьма разнообразны. Во-первых, их выражает величина, кратнаая минимальному размеру оплаты труда без учета районных коэффициентов, установленному законодательством РФ на момент окончания или пресечения правонарушения. Эта величина не является постоянной и корректируется с учетом инфляции законом РФ. Во-вторых, размер штрафа может соответствовать кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент его окончания или пресечения. Так, размер штрафа может соответствовать кратной стоимости похищенного, утраченного и поврежденного имущества. В-третьих, штраф может быть равен сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа. Так, сокрытие или занижение фактически полученных доходов налогообложения влечет наложение штрафа в размере, соответствующем сокрытой (заниженной) сумме дохода. В-четвертых, размеры штрафов в сфере таможенного регулирования определяются в величинах кратного размера стоимости товаров и/или транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, либо в величинах кратной суммы неуплаченных таможенных платежей. Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой МРОТ.
studfiles.net
Штраф как вид административного наказания Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
Сафарянов И.Ф.
ШТРАФ КАК ВИД АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
Цель: Определить особенности административного штрафа как вида административного наказания. Методология: Использовались частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, системного анализа и другие.
Результаты: Определены отличительные черты административного штрафа как вида административного наказания, уделяется внимание проблеме наложения штрафа на денежные средства, предлагаются направления совершенствования законодательства.Новизна/оригинальность/ценность: В статье раскрываются особенности назначения и исполнения административного штрафа за административные правонарушения.
Ключевые слова: административный штраф, ответственность, наказание.
Safaryanov I.F.
THE PENALTY AS A FORM OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT
Purpose: To determine the peculiarities of the administrative penalty as a form of administrative punishment.
Methodology: Author used a special scientific cognition methods: formal legal, comparative legal, historical, system analysis and others.
Results: In article was identified all distinctive features of the administrative penalty as a form of administrative punishment.
Novelty/originality/value: The peculiarities of appointment and execution of administrative penalty for administrative offenses.
Keywords: administrative fine, responsibility, punishment.
Наказание в виде административного штрафа чаще всего используется в борьбе с административными правонарушениями и с неправомерными действиями вообще. Штраф как мера воздействия, помимо превентивных и ряда иных свойств, весьма интересен еще одним качеством, не связанным с карательным воздействием: он является источником дохода. Штрафы, особенно за нарушения таможенных, налоговых, валютных [3] правил, правил дорожного движения, торговли [4], являются важным источником пополнения консолидированного бюджета.
В учебной литературе штраф, взимаемый административными органами, признается первым из ныне известных административных наказаний [5]. Штраф известен со времен древнерусского государства, эпохи существования Русской Правды (Сборника правовых норм русского права). В силу того, что Русская Правда не разграничивала уголовные преступления и административные проступки, неуплата штрафа признавалась преступным деянием. Следует отметить, что штраф обладал и фискальным характером, являясь средством пополнения государственной казны. Таким образом, нормы Русской Правды, регламентирующие штрафы, стали основой возникновения административного штрафа и, вследствие этого, разграничения преступлений и административных правонарушений.
Под административным штрафом понимают меру административного принуждения. Административный штраф обусловлен административно-властным взысканием у лица, совершившего административное правонарушение, денежной суммы, т. е. выражается в юридически обязательном, одностороннем, принудительном характере действий государственных органов и их должностных лиц и, соответственно, имеет публично-правовой смысл. По своей сути административный штраф является вполне допускаемой формой ограничения прав человека и гражданина, так как такое вмешательство создается непосредственно государством в соответствии с федеральным законом в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия с целью предотвращения противоправных действий, охраны здоровья или нравственности и защиты прав и свобод граждан.
Административный штраф обладает родовыми признаками административного наказания. Государственный характер данной меры обусловлен содержанием ее в административном законодательстве, являющемся по своей сути публично-правовой волей государства. Анализ административно-правовых санкций, применяемых за совершение административных правонарушений, позволяет сделать вывод о большой распространен-
eurasian —
> 4 (23) 2016 <
— advocacy
ности данной административной меры. К тому же наиболее существенным для целей осознания административного штрафа как меры административной ответственности является то, с какими правовыми реалиями сопряжена реализация содержательных перспектив рассматриваемой меры. Негативный характер случаев, излагаемых в самом законе с точки зрения материальной позиции приемлемости применения административного штрафа, придает ему смысл конечной реакции государства на нарушения административно-правовых положений. По числу случаев, изложенных в статьях Особенной части КоАП РФ, административный штраф за совершенные административные правонарушения считается самой применяемой мерой административной ответственности [1].
Закрепленная в законе мера, как и ее связь с административно-деликтным деянием, не показывает суть административного штрафа как меры административной ответственности. Как и другие виды административных наказаний, административный штраф применим с учетом общих принципов административной ответственности и, в частности, принципа вины, без которой отсутствует состав административного правонарушения, и, соответственно, юридическая ответственность не только не представляется возможной, но и становится бессмысленной. Вместе с тем, штраф как мера административного наказания, применяемая исключительно индивидуально, разделяется законодателем в зависимости от того, в каком качестве гражданин выступал при совершении административного проступка. С учетом того, что гражданин, должностное лицо или юридическое лицо является субъектом административной ответственности, в статьях Особенной части КоАП РФ и правоприменителем в конкретной ситуации определяются как размер, так и условия назначения административного штрафа. Исходя из этого, административный штраф имеет фиксированную, установленную КоАП РФ денежную сумму и взимается принудительно в случае совершения административного правонарушения.
Административный штраф за совершенное правонарушение назначается в качестве основного административного наказания. Так, наложение штрафа говорит о решении вопроса об административной ответственности гражданина, допустившего правонарушение, и не подразумевает каких-либо других негативных последствий. Применение же наравне с такой мерой любого другого административного наказания как дополнительного не касается собственно реализа-
евразийская —
> 4 (23) 2016 <
— адвокатура
ем, что в системе административных наказаний административный штраф выступает вторым наказанием после предупреждения, а стало быть, может составить ему конкуренцию.
Важным показателем, отмечающим характер административного штрафа как меры административной ответственности, выступает процессуальный порядок его осуществления. Действующий КоАП РФ устанавливает полномочия налагать административный штраф как на физические, так и на юридические лица, за большим кругом административно-юрисдикционных органов. В таком случае установленный федеральным законом административный (внесудебный) порядок наложения административного наказания в виде административного штрафа представляется отчасти несопоставимым с требованиями Конституции РФ о неприемлемости лишения любого лица собственного имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ). Более категоричной позиции придерживается, в частности, В.Д. Сорокин, рассматривая юридическую природу денег как объекта административного штрафа. Суть вопроса в том, что из принятой гражданским законодательством вещной природы денег следуют общие для всех имущественных предметов отношения собственности, и отсюда деньги как таковые могут обозначаться объектом различных форм собственности. Конституционные гарантии применительно к любым ситуациям изъятия имущества (например, конфискации) должны в той же мере распространяться и на случаи отчуждения денежных средств у лица с помощью наложения административного штрафа [2, 6]. Таким образом, исследователь приходит к заключению о возможности лишь судебного порядка наложения административного штрафа.
Отсюда следует, что процессуальные гарантии применения административного штрафа как денежного взыскания, направленного на такой специфичный объект собственности, как деньги, в отношении физических лиц должны быть в любом случае наиболее серьезными, чем в отношении юридических лиц. Различный порядок взыскания административного штрафа с физических и юридических лиц нацелен не на то, чтобы поставить их в неравные условия в сфере имущественных отношений, а на то, чтобы не позволить вмешаться в права личности, так как применение данного административного наказания относится
к оценке характера и степени ограничения зависимых (личных) прав и свобод гражданина, что реализуется именно на стадии его назначения. Это положение может быть разрешено лишь посредством судебного разбирательства, где стороны пользуются такими же возможностями по отстаиванию своих прав, где характер, сама процедура и предъявляемые к ней требования позволяют объективно и всесторонне с большим вниманием и осмотрительностью разрешить дело по существу.
Пристатейный библиографический список
1. Ахметшин Р.А. К вопросу об организации работы специальных приемников для содержания лиц, подвергнутых административному аресту // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2016. № 8-2. С. 213-218.
2. Дугенец А.С. Административная ответственность в российском праве: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 18-19.
3. Игнатьева С.В., Игбаева Г.Р. Правовая природа валютных правоотношений // Банковское право. 2004. № 4. С. 59-63.
4. Лысенко Е.С. К вопросу об организационно-правовой форме предпринимательской деятельности // Евразийская адвокатура. 2016. № 3 (22). С. 118-120.
5. Максимов И.В. Административные наказания [Электронный ресурс]. URL: http://world-books.biz/ pravo-administrativnoe/administrativnyie-nakazaniya. html.
6. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб., 2003. С. 511-512.
References (transliterated)
1. Ahmetshin R.A. K voprosu ob organizadi raboty special’nyh priemnikov dlja soderzhanija lic, podverg-nutyh administrativnomu arestu // Aktual’nye problemy prava i gosudarstva v XXI veke. 2016. № 8-2. S. 213-218.
2. Dugenec A.S. Administrativnaja otvetstvennost’ v rossijskom prave: avtoref. dis. … d-ra jurid. nauk. M., 2005. S. 18-19.
3. Ignat’eva S.V., Igbaeva G.R. Pravovaja priroda valjutnyh pravootnoshenij // Bankovskoe pravo. 2004. № 4. S. 59-63.
4. Lysenko E.S. K voprosu ob organizacionno-pravo-voj forme predprinimatel’skoj dejatel’nosti // Evrazijskaja advokatura. 2016. № 3 (22). S. 118-120.
5. Maksimov I.V. Administrativnye nakazanija [Jele-ktronnyj resurs]. URL: http://world-books.biz/pravo-ad-ministrativnoe/administrativnyie-nakazaniya.html.
6. Sorokin V.D. Pravovoe regulirovanie: predmet, metod, process (makrouroven’). SPb., 2003. S. 511-512.
cyberleninka.ru
3. Понятие и виды административных наказаний
Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а также в целях восстановления нарушенного права.
Административное право, предусматривая основания привлечения юридических лиц к ответственности, применяет к ним ограниченные виды наказаний. Закрепление отдельных видов в системе административного наказания обусловлено их характером, значением и пределами применения.
1. Предупреждение — это мера административного наказания, выражающаяся в официальном порицании физического или юридического лица. Оно выносится только в письменной форме должностным лицом или органом, имеющим право привлекать к административной ответственности виновное в совершении административного правонарушения лицо.
2. Административный штраф — это принудительное денежное взыскание с виновного в административном правонарушении лица.
3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения — это вид принудительного изъятия и последующий реализации с передачей бывшему собственнику имущества вырученной суммы за вычетом расходов на его изъятие и реализацию. В правовой литературе данный вид наказания определен как реквизиция. Он назначается только по постановлению суда. Гуманность, по данному наказанию, осуществляется в отношении лиц, основным и законным источником средств, существования которых является охота или рыболовство. У них не подлежат изъятию как орудия или предмет совершения административного правонарушения рыболовные или охотничьи снасти.
4. Конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения — это принудительное, безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из гражданского оборота вещей (данный перечень установлен законодательством Российской Федерации). Конфискация производится только по постановлению суда. Гуманность, по данному наказанию, осуществляется в отношении лиц, основным и законным источником средств, существования которых является охота или рыболовство. У них не подлежат изъятию как орудия или предмет совершения административного правонарушения рыболовные или охотничьи снасти.
5. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения от одного месяца до трех лет. Данное наказание назначается по постановлению суда. Гуманность, по данному наказанию, осуществляется в отношении:
а) охотников, для которых охота является основным и законным источником средств существования;
б) инвалидов, пользующихся специальным автотранспортом (кроме как за деяния, предусмотренные уголовным законодательством) .
6. Административный арест. Это наказание заключается в принудительных условиях изоляции нарушителя от общества. Оно назначается по постановлению суда. Гуманность данного наказания осуществляется в том, что оно не применяется:
а) к беременным женщинам;
б) к женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет;
в) к лицам до восемнадцати лет;
г) к инвалидам первой и второй групп.
д) военнослужащим,
е) гражданам, призванным на военные сборы,
ж) лицам имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
7. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства — это принудительное и контролируемое перемещение только иностранных граждан или лиц без гражданства через государственную границу Российской Федерации за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, контролируемый самостоятельный выезд за пределы из Российской Федерации. Данное наказание назначается по постановлению суда или должностных лиц. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.
8. Дисквалификация. Это наказание предусматривает принудительное лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, в совете директоров, наблюдательном совете, осуществлять предпринимательскую деятельность, являться арбитражным управляющим итак далее. Данное наказание назначается по постановлению суда. Срок наказания от шести месяцев до трех лет.
9. Административное приостановление деятельности. Данное наказание предусматривает временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности. Административное приостановление деятельности назначается судьей. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.
При назначении любого из вышеперечисленных административных наказаний учитывается характер совершенного правонарушения, личность виновного и его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, и так далее.
Административное право вводит элемент принципа законности. То есть никто не может нести административную ответственность дважды, за одно и то же административное правонарушение.
Административное право устанавливает порядок давности привлечения к административной ответственности, то есть определяет срок, в течение которого виновное, в совершении административного правонарушения лицо должно быть привлечено к административной ответственности. Общий срок установлен в течение двух месяцев, а за административные правонарушения, посягающие на интересы государства или средств массовой информации, а равно на защиту прав потребителей, в течение года. Данные сроки начинают течь с момента совершения административного правонарушения либо с момента, когда о нем стало известно.
studfiles.net
Виды административных наказаний
Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
5) административный арест;
6) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
7) дисквалификация;
8) административное приостановление деятельности.
В отношении юридического лица могут применяться только первые четыре вида административных наказаний.
Административные наказания, перечисленные в п. п. 3 — 8 названной выше статьи, устанавливаются только Кодексом об административных правонарушениях, т.е. федеральным законом.
Предупреждение и административный штраф могут вводиться и применяться на основании законов субъектов РФ об административной ответственности.
Данная система административных наказаний характеризуется рядом особенностей.
Во-первых, эта система является единственным законодательно установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны.
Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РФ и лишь в соответствии с общими положениями и принципами законодательства об административных правонарушениях.
В-третьих, она дифференцирует административные наказания на основные и дополнительные (возмездное изъятие, конфискация, административное выдворение), причем последние могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания; другие административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных. За конкретное административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП. Одновременное применение двух основных либо двух дополнительных наказаний не допускается.
В-четвертых, эта система включает наказания морального характера (предупреждение), денежные и имущественные наказания (штраф, конфискация) и наказания, обращенные на личность нарушителя (административный арест, лишение специальных прав, выдворение).
Предупреждение применяется в отношении физических и юридических лиц, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера.
Предупреждение может налагаться, если оно предусмотрено соответствующей статьей Кодекса об административных правонарушениях или нормативного акта субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность.
Применение предупреждения к правонарушителю влечет для него наступление определенных отрицательных последствий, обычно морального характера. Вместе с тем Кодекс (ст. 4.3) связывает с фактом повторного или неоднократного применения к нарушителю предупреждения привлечение его к более строгой ответственности.
Предупреждение является административным наказанием и может повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в решении должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответственности (например, путем компостерной просечки талона к удостоверению на право управления маломерным судном).
От предупреждения как меры административного наказания нужно отличать устные замечания, которые представляют собой средства убеждения и, естественно, не являются административными наказаниями.
Административный штраф — денежное наказание, назначаемое нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.
Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно-определенная санкция) и с точным указанием размера штрафа (абсолютно-определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно-опре
admin-laws.ru
Виды административного наказания. Штраф и арест как виды административного наказания. Дисквалификация как новый вид административного наказания
В настоящее время КоАП РФ установлены девять видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
§ предупреждение;
§ административный штраф;
§ возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
§ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
§ лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
§ административный арест;
§ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства;
§ дисквалификация;
§ административное приостановление деятельности.
Административный штраф — это денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.
Будучи наказанием имущественного характера, он является достаточно эффективной и наиболее распространенной мерой принудительного воздействия и может применяться только в качестве основного административного наказания. Административный штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.
Административный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток (например, по ст. 20.5 КоАП РФ). Если административному аресту предшествовало административное задержание физического лица, совершившего правонарушение, то срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Дисквалификацию следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Дисквалификация применяется за нарушение административно-правовых запретов только к субъектам, обладающим особым правовым статусом, — определенному кругу лиц, управляющих юридическим лицом, а также к индивидуальным предпринимателям.
Административное наказание в виде дисквалификации может быть назначено:
· лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;
· членам совета директоров;
· лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
· арбитражным управляющим.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей.
2 Административное правонарушение: понятие, состав.
Административное правонарушение – посягающее на общественный или государственный порядок, государственную или личную собственность, права и свободы граждан виновное, противоправное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), за которое законом предусмотрена административная ответственность.
Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.
Иными словами, только при наличии определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.
3 Система органов государственной власти РФ. Институт президентской власти в РФ: общая характеристика. Функции Президента РФ.
Система органов государственной власти делиться на :
1) Федеральные
2) Субъектные
Так же делят на :
1) Органы законодательной власти
2) Органы исполнительной власти
3) Органы судебной власти
4) Прокуратура ( <(^_^)> )
Функции Президента
Правовой статус Президента России закреплён в четвёртой главеКонституции Российской Федерации
. В 80 статье. Конституции определены функции Президента:Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент РФ избирается сроком на шесть лет, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение
Права Президента РФ: 1) назначает с согласия Гос. Думы Председателя Правительства РФ; 2) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; 3) имеет право назначить референдум 4)принимает решение об отставке Правительства; 7) назначает референдум
Обязанности Президента Российской Федерации:
1) осуществляет руководство внешней политикой РФ;
2) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;
3) вносит законопроекты в Гос. Думу
4) подписывает и обнародует федеральные законы;
5) издает указы и распоряжения
6 решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища;
7) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
8) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
9) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
10) представляет Гос. Думе кандидатуру на должность Председателя ЦБ РФ; ставит перед Гос. Думой вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ;
11) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации; 12) формирует Администрацию Президента Российской Федерации; 13) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации;
14)представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
4 Полномочия Совета Федерации РФ.
Статус и полномочия Совета Федерации |
Совет Федерации является «верхней»палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации. В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации:по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. 8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон от 5 августа 2000 года 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» . Теперь палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором был избран (назначен) член Совета Федерации. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Заседания Совета Федерациипроводятся в городе Москве, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Кроме того, Председатель Совета Федерации Е.С.Строев, прекративший свои полномочия, избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Е.С.Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В.Ф.Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами. Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, входят в состав комитетов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее 7 членов Совета Федерации. Состав комитета, комиссии утверждается палатой. В Совете Федерации образованы и действуют следующие комитеты и постоянные комиссии: — Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству; — Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам; — Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике; — Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления; — Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности; — Комитет Совета Федерации по бюджету; — Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению; — Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации; — Комитет Совета Федерации по международным делам; — Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств; — Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности; — Комиссия Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации; — Комитет Совета Федерации по социальной политике; — Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; — Комитет Совета Федерации по делам молодежи и спорту; — Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности; — Комитет Совета Федерации по промышленной политике; — Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям; — Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды; — Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике; — Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов; — Комиссия Совета Федерации по информационной политике; — Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты: осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний и т.д. Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными задачами. Полномочия Совета Федерацииопределены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации. Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям: — Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним; — в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов. К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся: — утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; — утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения; — решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; — назначение выборов Президента Российской Федерации; — отрешение Президента Российской Федерации от должности; — назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; — назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; — назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы. Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации. Статус члена Совета Федерацииопределяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Кроме того, статус члена Совета Федерации регулируется Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года ? 133-ФЗ). |
5 Судебная система РФ. Принципы судебной системы РФ.
megaobuchalka.ru
Административный штраф как вид административного наказания
1. Понятие административного штрафа.
2. Порядок уплаты штрафа. •• • •
3. Последствия неуплаты штрафа в срок.
1. Административный штраф — это денежное взыскание, которое может выражаться в величине, кратной:
• минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
• стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
• сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.
Размер штрафа не может быть менее 110 минимального размера оплаты труда, а размер штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого
исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — 50, юридических лиц — 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда. В неко торых случаях штраф не может превышать: для должностных лиц — 20!; минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц — 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Размер штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета админис тративного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трех кратного размера стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.
2. Порядок уплаты штрафа состоит в следующем:
• административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступ ления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки;
• при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей;
• сумма штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию, за исключением случаев взыскания штрафа на месте совершения административного правонарушения.
3. При неуплате штрафа в срок копия постановления о наложении штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление:
• в отношении физического лица — в организацию, в которой лицо, привлеченное к административной ответственности, работает, учится либо получает пенсию, для удержания суммы штрафа из его заработной платы, вознаграждения, стипендии, пенсии или из иных доходов;
• в отношении юридического лица — в банк или в иную кредитную организацию для взыскания суммы штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица.
Очередность взыскания штрафа устанавливается в соответствии с федеральным законодательством.
В случае увольнения физического лица, привлеченного к административной ответственности, либо невозможности взыскания суммы штрафа из его заработной платы или из иных доходов администрация организации в трех дневный срок со дня увольнения указанного лица или наступления события, влекущего невозможность взыскания суммы штрафа, возвращает копию постановления о наложении штрафа судье, в
орган, должностному лицу, вынесшим постановление. При это;., указываются:
новое место работы (если оно известно) физического лица, привлеченного к административной ответственности;
причины невозможности произвести административное взыскание, а также делается отметка об удержаниях (если они производились).
Если физическое лицо, подвергнутое штрафу, не работает либо взыскание суммы штрафа из его заработной платы или из иных доходов невозможно, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах юридического лица, подвергнутого штрафу, постановление о наложении штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее физическому или юридическому лицу.
infopedia.su
Какие бывают виды административных наказаний?
Административным наказанием называют меру юридической ответственности, которая обычно назначается лицу за то, что оно совершило нарушение правопорядка. То есть, нарушитель в обязательном порядке должен понести определенные последствия, строгость которых зависит от вида самого нарушения. Оно применяется с воспитательной целью, но при этом соблюдая законы и прививая человеку чувство уважения к окружающим его людям и правопорядку. Помимо этого, административное наказание используют и для того, чтобы предупредить правонарушения в будущем.
Кроме того, согласно Кодексу об административных правонарушениях (сокращенно КоАП), предупреждение совершения новых нарушений, как самим нарушителем, так и остальными лицами является главной задачей наказания.
Интересно, что именно КоАП РФ стал первым нормативным актом, в котором административно-карательные санкции называются именно наказаниями. Ранее, во всех документах, они назывались административными взысканиями.
Виды административных наказаний имеет право устанавливать только КоАП РФ. На настоящий момент, в нем приведены девять типов административных наказаний: от сравнительно легких до более тяжелых.
Административные наказания:
Предупреждение
Предупреждением называется мера, которая заключается в официальном порицании того лица, которое совершило правонарушение. Его считают самым мягким, легким наказанием. Предупреждение выносят в том случае, если нарушение правопорядка было совершено человеком в первый раз и при этом не было никакой опасности для жизни и здоровья остальных людей и животных, памятникам и угрозы имуществу. Бывает общим и специальным. Оно всегда выносится нарушителю в письменном виде.
Административный штраф
Этот вид административного наказания заключается во взыскании денежных средств. Размер штрафа не должен быть выше, чем 25 МРОТ (минимальный размер оплаты труда) на граждан, 50 МРОТ на должностных и 1000 МРОТ на юридических лиц.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения
Данный вид наказания для нарушителя означает изъятие предмета нарушения и передача ему той суммы, которую государство выручило от реализации предмета (исключая расходы на саму реализацию). Обычно изъятие осуществляют за нарушение правил продажи, хранения, учета, ношения оружия. Не стоит путать с изъятием документов и личных вещей, выявленных при досмотре или задержании. Может быть назначен непосредственно в судебном порядке.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
Это является запретом на использование права собственности на какой-либо имущественный предмет. Согласно Конституции РФ может назначиться исключительно судьей. Может выноситься также и как дополнительное наказание.
Лишение специального права, предоставленного физическому лицу
Лишением права называется запрет на занятие видом деятельности на какой-то определенный период времени. Действует по отношению к праву на охоту и управление транспортными средствами. Данное наказание можно применить лишь к лицам, не утратившим и не лишенным своего специального права, но регулярно нарушавшим порядок пользования таким правом.
Административный арест
Суть данного наказания заключается в изоляции нарушителя от общества. Заключить под административный арест могут за мелкое хулиганство, неподчинение распоряжениям сотрудников полиции, организацию митингов и др. Продолжительность ареста составляет обычно не более 15 суток, но есть и исключения. Нужно помнить, что арест нельзя применить к беременным женщинам, лицам, которые не достигли 18 лет, инвалидам I и II групп, а также женщинам, у которых имеются дети до 14 лет. Арест может назначаться непосредственно судьей.
Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица, не имеющего гражданства
Выдворение назначается только судьей или, в отдельно взятых случаях, сотрудниками пограничных органов и только в отношении иностранцев и лиц, вообще не имеющим гражданства. В дополнение к этому наказанию, в качестве дополнительного может использоваться также и административный штраф.
Дисквалификация
Дисквалификация — это, попросту говоря, запрет лицу занимать руководящие должности, состоять в совете директоров и осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с управлением юридическим лицом. Временной период дисквалификации, в зависимости от нарушения, составляет от полугода до трех лет. Данный вид наказания может назначиться лицу только самим судьей и без использования дополнительных видов наказаний.
Административное приостановление деятельности
К этому виду наказания относится приостановление на конкретное время деятельности тех лиц, которые задействованы в предпринимательстве. Применяется в тех случаях, если возникла угроза здоровью или жизни людей, заражения, радиационных аварий, правонарушений, связанных с применением наркотиков и др. Приостановление деятельности лицу может назначить только судья на срок не больше девяноста суток .
xn--80aacenrmb1f7d9a.xn--p1ai